Чип-тюнинг (chip tuning)
Дни, когда люди возились в моторном отсеке с гаечным ключом, чтобы заставить машину ехать быстрее, возможно сочтены. Современные
электронные блоки (ЭБУ) взяли на себя контроль почти всех аспектов
управления двигателем от регулировки момента зажигания до подачи
топлива и много другого. Конечно же, это значит, что вы
получите больше мощности, более полное сгорание смеси и повышенную
надежность двигателя. Но это вовсе не значит, что тюнингу пришел конец. Пожалуйста,
прочтите нашу статью о перепрограммировании ЭБУ, чтобы получить больше
информации о том, как работают программы управления двигателем (в
ближайшее время добавим статей). Термин чип-тюнинг употребляется в очень широком смысле для описания любого процесса перепрограммирования двигателя автомобилей.
В этой статье мы сфокусируем ваше
внимание на специфическом действии «чип-тюнинга» и не будем пока сильно
углубляться в перенастройку. Термин вероятнее всего уходит корнями в свою юность, когда чипы нельзя было с легкостью перепрошивать и модернизировать. Единственным
решением в таких ситуациях была замена чипа. Зачастую новый чип
приходилось припаивать самостоятельно, а ведь это довольно кропотливая
работа. Вдобавок из-за своей хрупкой и чувствительной натуры чипы были
склонны к отказу. СППЗУ (Стираемое Программируемое Постоянное
Запоминающее Устройство) представляли собой стираемые и программируемые
чипы, которые можно было снять, перезаписать и снова установить на
машину.
Замена чипов была единственным способом
сменить прошивку машины. Но теперь, благодаря стандартизированным
диагностическим портам, все стало гораздо легче. В последнее
время мы можем увидеть машины, оснащенные встроенными отверстиями
(портами), которые позволяют загрузить свежую прошивку.
Чип-тюнинг – то, что можно легко сделать самому? Это
не совсем так. От вас потребуется доскональное знание двигателя и,
желательно, полный набор диагностического оборудования со стендом
«бегущее шоссе», что позволит вам настраивать прошивку в режиме
реального времени. Работа предстоит серьезная – это вам не просто поменять пару чисел и получить большой прирост мощности. Делая
чип-тюнинг своими руками, вы также рискуете «кривой записью», после
которой компьютер нельзя будет восстановить, поскольку он
программируется с параллельным стиранием старых данных. Если нет
восстанавливающего образа, то вам придется посетить дилера, а в худшем
случае может потребоваться покупка нового компьютера. Лучший
вид чип-тюнинга – изготовление прошивки на заказ, которая будет
учитывать сильные и слабые стороны вашей машины и любые другие
модификации, которые вы уже сделали. До сих пор еще немногие компании
могут предложить перенастройку чипа на более спортивные настройки. Не
стоит путать эту процедуру с дополнительными (дочерними) чипами или
сменными микросхемами. Они полезны лишь в том случае, когда перезапись
или замена стандартного чипа невозможны. Однако в таком случае будет
лучше купить весь модернизированный ЭБУ целиком и использовать его.
Часто можно услышать вопрос о том,
работает ли чип-тюнинг на всех двигателях. Вообще говоря, любая машина
извлечет из этого пользу, но большей выгоды добьются агрегаты с
турбонаддувом. В атмосферном двигателе прибавка мощности
будет колебаться между 10-20 процентами, а в турбодвигателе увеличение
обычно достигает 40% для бензиновых агрегатов и 30% для турбодизелей. Даже
машина, получающая сравнительно низкую прибавку мощности от
перепрошивки, на дороге станет вести себя «живее», энергичнее.
Увеличение пиковой мощности – это лишь малая часть всех достижений.
Улучшение таких параметров, как реакция двигателя на педаль газа и
кривая крутящего момента – вот главные причины для прохождения
чип-тюнинга.
Недостатком чип-тюнинга является потребность в более частом техобслуживании. Вы
значительно уменьшаете коэффициент безопасности (в плане ошибок),
который заложен производителем. Это компенсируется устойчивостью к
низкокачественному топливу или к износу, связанному с большими
интервалами между циклами техобслуживания. Прежде чем делать
перенастройку, вам следует убедиться, что ваша машина технически в
полном порядке и способна работать на пределе своих возможностей.
|