Улучшение тормозов, как неотъемлемая модификация
Тормоза – тем, кто быстро двигается, необходима возможность столь же быстро останавливаться. Тормоз работает с фрикционной накладкой, которая запрессована в диск. Трение преобразует кинетическую энергию автомобиля в тепло, которое затем рассеивается по тормозному диску, замедляя машину. Жар
– это большая проблема сильного торможения. Гоночные машины должны быть
готовы справляться с высокими температурами, которые возникают в
тормозной системе. Тормозная сила передается от педали к
магической коробке, зовущейся сервомеханизм, который использует
мощность двигателя для усиления давления вашей ноги, тем самым уменьшая
усилие, которое вам нужно приложить. Давление передается на
фрикционные накладки посредством жидкости (тормозной жидкости),
находящейся внутри трубок. Возле тормозных колодок, которые порой
раскаляются докрасна, и сама тормозная жидкость может сильно нагреться. Когда
вы дорабатываете машину, заставляя ее ехать быстрее, следует еще
сделать так, чтобы иметь возможность и остановить ее быстрее.
Преимуществом использования жидкости,
которую нельзя легко сжать, является то, что тормозное усилие,
проходящее по трубкам, передается практически мгновенно. Трос
будет немного растягиваться, поэтому ему нужна постоянная регулировка -
большинство ручных тормозов используют тросовую систему. Теперь вы
знаете, какой неэффективной является тросовая тормозная система,
поскольку кабеля более восприимчивы к воздействию тепла и растяжения. Проблема
с тормозной жидкостью состоит в том, что она является гигроскопической
(она перемещается в частицах воды), которые также снижают эффективность
перемещения при высоких температурах, поскольку могут вскипеть –
пузырьки воздуха в тормозной жидкости создают абсорбирующий
(поглощающий) эффект, который как минимум и в худшем случае может
полностью аннулировать производительность тормозов. Вскоре мы напишем отдельную статью по отказу тормозов и как этого избежать.
Дисковые тормоза
Тепло рассеивается с колодок
дисками. Вентилируемые диски обладают центральным каналом, который
увеличивает степень обдуваемой воздухом поверхности диска и
обеспечивает лучшее и скорейшее охлаждение. Диски с
высверленными отверстиями также увеличивают воздушное охлаждение и
вместе с канавками помогают отвести газы, образующиеся между колодкой и
диском, и поддерживать чистоту колодок. Чем больше тормозные диски, тем лучше охлаждение. Но большим тормозным дискам может понадобиться иной стиль колесных дисков.
Выбор тормозных колодок
Хорошие колодки – это все-таки неотъемлемая часть эффективной тормозной системы. Чем больше трение – тем лучше. Гоночные
колодки специально сконструированы из компаунда с высокой степенью
трения, который работает при гораздо больших температурах. Настоящая
гоночная колодка начинает эффективно работать только когда становится
горячей. Это делает гоночные спецколодки бесполезными для использования
на обычной дороге, где торможение чаще всего происходит при холодных
колодках. Но мы знаем, что колодки для быстрой езды, изготавливаемые компаниями Pagid и Black Diamond
являются отличным компромиссом. Некоторые модели высокоэффективных
колодок обладают дополнительной выгодой – они практически не
вырабатывают тормозной пыли и служат даже дольше стандартных. Но
главным фактором, который будет влиять на износ колодок и дисков – это
ваш стиль вождения. ABS помогает предотвратить блокировки во
время сильного торможения и позволяет управлять автомобилем. Но
управление уменьшит эффективность торможения, поскольку ABS начинает
работать сильнее. ABS на гравии и снегу может стать настоящей
проблемой, поскольку тормоза прекращают работать из-за потери
сцепления, тогда как при несильном замедлении колес машина способна
остановиться быстрее. Раллийные автомобили обладают особой
настройкой ABS, которая сильно отличается от настройки этой системы у
серийных дорожных машин и поддерживает контроль над машиной и
эффективность тормозов на гравийных поверхностях.
Мы рекомендуем оставить работу над тормозной системой для специалиста, поскольку цена ошибки очень высока.
Наборы по усовершенствованию тормозов
Можно многое сделать, чтобы
улучшить вашу тормозную систему. Ключевыми зонами для внимания являются
установка больших дисков. Поскольку больший диск будет иметь большую
площадь трения и сможет рассеивать больше тепла, то вы моментально
получите улучшение тормозных характеристик. С набором дисков
увеличенного диаметра ваше чувство машины обострится и будет легче
определить точку блокировки колес. Если взять в пример обычную
семейную машину с относительно маленькими дисками, то легким и дешевым
способом улучшения тормозов будет посещение магазина подержанных машин,
где вы сможете достать тормозные диски и сервомеханизм от этой же
модели авто, обладающей более высокими характеристиками. Например, в
серийную 1.1 л машину обычно можно поставить тормоза от 1.8 л модели
(также вам может понадобиться замена колес).
Еще зачастую небольшие автомобили имеют одни и те же взаимозаменяемые части с больших моделей машин. Поэтому
если немного покопаться в характеристиках тормозных систем с различных
автомобилей, то можно добиться неплохого результата своими силами.
Обсуждение этой темы на нашем форуме может помочь вам выбрать правильный путь. Следующим пунктом в списке улучшений тормозов стоят суппорты и поршни. Чем
больше поршней – тем больше сжимающая сила + возможность использовать
большие колодки. Мы не видим смысла ставить суппорта с большим
количеством поршней на стандартные тормозные диски, поскольку
теплорассеивающая возможность диска будет ослаблена из-за использования
больших колодок. При модернизации дисков вам следует в свою
очередь обратить внимание на увеличение/усиление колодок, суппортов и
количества поршней в них для достижения максимального результата.
Общий ремонт и уход
При езде по лужам используйте
короткие нажатия педали тормоза, чтобы рассеять воду и масло, которые
на них попадают. Это сильно увеличит ваши шансы быстро остановиться в
экстренной ситуации. Раз в год или если вы заметили, что
тормоза теряют свою эффективность, вам следует обработать поверхность
диска шлифующей стальной «шерстью» или чем-то подобным. Это разрушит
отполированную поверхность и поможет колодке лучше схватывать диск. Вам
всегда следует проверять колодки на предмет износа. Если вы готовитесь
к гоночному уик-энду, мы рекомендуем поставить новые колодки, поскольку
свежие стерпят ваше жестокое обращение с тормозами. Проверьте
на износ тормозные диски, измерив их диаметр, и убедитесь, что
изношенное ребро не выступает наружу. Тонкие тормозные диски могут
деформироваться или сломаться под воздействием высоких температур,
вызывая блокировку колеса.
Езда на сносившихся дисках – это не самая лучшая экономия средств. Тормозную
жидкость также стоит частенько проверять и ежегодно менять, чтобы та
круглый год зависела лишь от вашего стиля вождения и одновременно
соответствовала рекомендуемому интервалу своего техобслуживания. В
идеале тормозную жидкость должен проверять специалист на точку ее
кипения, которая даст понять степень деградации самой жидкости.
Синтетические (dot5) тормозные жидкости не являются гигроскопическими и обладают крайне высокими точками кипения.
Шланги с оплеткой из нержавеющей стали
(армированные шланги) не растягиваются, таким образом, исключая потерю
давления на колодках. Еще они красивее смотрятся и теоретически дольше
служат. Стоит купить полный набор комплектующих тормозной системы и
одновременно установить их на переднюю и заднюю оси автомобиля.
|