Для справки:
NOS – бренд знаменитой компании, производящей системы закиси азота, но многие путают данную аббревиатуру, понимая ее как Nitro Oxide System – система закиси азота в общем плане, а не как продукт именно этой компании. Компания была основана Майком Термосом и Дайлом Вазнаяном, которые в 70х годах и изобрели системы закиси азота для автомобилей. Этот газ известен далеко не под одним названием, поскольку и применяется он не в одной лишь автомобильной индустрии. Динитроген оксид, оксид диазота, оксид азота, закись азота, веселящий газ (анестетик, используется в медицине), нитро – как только не называют.
Закись азота –
при нормальных условиях бесцветный газ со сладковатым привкусом и
запахом. Прозвище «веселящий газ» он получил из-за своего опьяняющего
эффекта при вдыхании. Растворим в воде. Сгущается в бесцветную жидкость
при температуре 0°C. и давлении 30 атмосфер. При комнатной температуре
для сжижения нужно 40 атмосфер. Плавится при 90,8°С. кипит при 88,5°С.
Разложение начинается при 170°С, а с 300°С, разложение сопровождается
взрывом. Был открыт в 1799 году Гемфри Дэви, который изначально предпологал его использование в медицине.
Его использовали в военное время для режима форсажа в самолетных двигателях. Закись азота у самолетов давала как прибавку в скорости, так и позволяла подниматься на большую высоту, где мало кислорода.
Позже он стал популярен в дрег-рейсинге в классе Pro Modified. Сам
по себе газ не горит. Он подается через форсунку, где смешивается с
топливно-воздушной смесью. Полезная работа выполняется газом после его
сгорания. Он разлагается на два газа – азот N2, и кислород O2 который и позволяет сгореть большему количеству топлива в двигателе.
Интересным побочным эффектом
использования нитро является охлаждающий эффект, который оно производит
(касается нитро в жидком виде). Закись азота быстро переходит из
жидкого агрегатного состояния в газообразное и расширяется, что и дает
охлаждающий эффект
(когда вы вылезаете из ванны, вода
начинает испаряться и превращается в пар, который забирает часть тепла
из вашего тела). Этот эффект понижает температуру воздуха, подающегося
в цилиндр, примерно на 15°С. Охлажденный воздух способен нести в себе
больше кислорода, который необходим для горения – больше кислорода
означает то, что можно сжечь больше топлива. В обычном воздухе
содержится 78% азота, 21% кислорода и еще около десятка газов,
составляющих последний 1% воздуха. В закиси азота процент кислорода
составляет 36%, плюс сама закись вполовину плотнее воздуха. Это
приводит к тому, что разложение нитро приносит нам в 2.5 раза больше
кислорода, чем тот же объем воздуха. Поскольку в процессе
горения закись азота нагревается, она распадается, высвобождая
дополнительный кислород и увеличивая соотношение топливовоздушной
смеси. Распад происходит настолько быстро, что кислород не успевает
стать молекулярным, и в атомарном виде еще эффективнее окисляет бензин.
Чтобы уравнять топливовоздушную смесь до прежнего соотношения в камеру сгорания подается больше топлива.
Больше кислорода + больше топлива = больше мощности К слову, турбонаддув
увеличивает мощность по такому же принципу. Форсунки разных размеров
позволят добиться нужного скачка мощности, колеблющегося в пределах от
20 л/с до более чем 200 л/с.
Но помните! – чем сильнее «рывок», тем меньше он будет длиться.
Кроме отправки в двигатель нитро вам также понадобится отправить туда больше топлива. Закись азота несет охлажденную густую смесь воздуха, процент кислорода в ней повышен. Если
вы не подадите в двигатель больше топлива – вы получите обедненную
смесь и рискуете детонацией. Конечно, двигатель должен быть способен
справиться с этим ростом давления и мощности.
Большинство серийных двигателей могут справиться со скачком в 20 - 40 л/с. Если
же вы гонитесь за максимальным скачком мощности, то вам понадобятся
кованые поршни, кованые стальные шатуны, расточка головки блока
цилиндров, модифицированная прокладка и болты головки,
высокопроизводительный топливный насос.
Сейчас доступен весь спектр систем
впрыска закиси азота для автомобилей различного предназначения и с
различными типами двигателей. Нитро можно подвести к каждому цилиндру в
двигателе. Обычно используются следующие системы впрыска:
Жидкая.
Топливо и нитро смешиваются и подаются вместе в воздушную магистраль
системы впуска. Система значительно сложнее «сухой», поскольку к
форсунке подводится еще одна топливная магистраль и ставится компьютер,
контролирующий впрыск этой смеси. Этот тип системы дает немного большую прибавку мощности, чем «сухой». Тип больше всего подходит для двигателей с турбонаддувом.
Сухая. Впрыск
нитро происходит в чистом виде во впускном коллекторе. В воздушную
магистраль врезается форсунка для подачи закиси. Необходимую прибавку
топлива для баланса топливовоздушной смеси дают форсунки.
Если невозможно увеличить
продолжительность открытия форсунок, то нужно повысить давление в
топливной магистрали. (Единственно-возможный тип для дизелей).
Прямое распределение (англ. Fogger).
Названа в честь Фуггера Ноззля. В ней топливо и нитро смешиваются и
подаются прямо в цилиндр. Каждый цилиндр можно подсоединять по
отдельности. Также возможна установка дополнительных форсунок типа Fogger для создания двухфазовой системы. Системы прямого распределения обычно дают самую значительную прибавку в мощности.
Подогрев баллона поможет поддерживать
давление в нем, что обеспечит равномерную прибавку мощности. Чтобы
узнать, сколько нитро осталось в вашем баллоне, нужно его взвесить.
Датчик давления показывает лишь давление в баллоне, которое может
меняться в зависимости от температуры.
Установка нитро – очень результативная модификация, хотя дозаправка может стоить приличных денег. По
правде говоря, установить систему впрыска закиси азота на машину можно
за 4-6 часов. Но большинство страховых компаний не распространят свою
страховку на использование этой системы (А вы должны сообщить
страховщикам обо всех модификациях). Баллон весом 4.5 кг будет хорош
для примерно 3х минутной прибавки мощности (3-4 км), но он не должен функционировать более 10-15 секунд за раз, если вы не хотите сжечь свой двигатель! Вся система впрыска закиси азота включает следующие компоненты:
баллон, армированные шланги, форсунки, крепления, хомуты, чехол и нагреватель для баллона (опциально), соленоиды (это клапана в «мокрой» системе), тумблер (кнопка активации), провода, блок управления системой, свечи с катализатором закиси.
Баллон устанавливается под углом 15° к плоскости поверхности
Возможна установка прогрессивной системы управления, где эффект нитро при активации равномерно возрастает. Нитро
также можно поставить на дизельные двигатели, где оно практически
удваивает мощность двигателя. Вот только люди не покупают дизели для
стритрейсинга, во всяком случае, пока. В медицинский оксид
азота ничего не добавляют, в отличие от автомобильного (кстати,
незначительное количество добавляемого вещества – это сероводород,
который является очень опасной добавкой, наносящей необратимый урон
тканям легких и нервным окончаниям при умышленном вдыхании).
Используйте в своей машине только медицинскую закись азота!
Когда нажимать кнопку активации нитро?
При 2500 об/мин и более, педаль газа
должна быть в полу. Можете купить передовую систему контроля впрыска,
которая синхронизирует «выстрел» нитро с позицией дроссельной заслонки
и регулирует поток. При активации вы получите громадную
прибавку крутящего момента, что может привести к потере сцепления с
дорогой. Поэтому будьте осторожны, поскольку на высокой скорости потеря
сцепления обычно выливается во впечатляющие перевороты и аварию. Нажатие кнопки нитро перед
запуском двигателя может вызвать катастрофические повреждения агрегата.
Если вы все же случайно нажали кнопку – придется снимать двигатель,
головку и переворачивать его несколько раз, чтобы очистить цилиндры. Поставщики систем впрыска закиси азота: NOS, Wizards of NOS, ZeX, Nitrous Express (NX), Holley Nos, Edelbrock, Venom, Nitrous Solutions и MJS.
|