Продолжая тему подбора новых колес взамен штатных, предлагаю обсудить тему выбора колесных дисков.
Фото: Tochka.net
Автомобильные диски
Маркировка колесных дисков
Прежде всего необходимо разобраться с маркировкой колесных дисков, а уже после выбирать материал, размер, дизайн и т.д.
Для начала находим и переписываем маркировку штатных дисков. Например: 7.5 j x16 5/112 ET35 d66.6
Расшифровываем по порядку:
7.5 - ширина обода в дюймах (7,5 х 25,4=184мм) (W); j или Н2 - это
служебные символы. Они важны не для потребителя, а для производителя и
продавца.
J - закодированная информация о конструктивных особенностях бортовых закраин обода (углы наклона, радиусы закругления и т.п.) Н2
- буква Н (сокр. от Hump) указывает на наличие кольцевых выступов
(хампов) на полках обода, которые удерживают бескамерную шину от
соскакивания с диска.
16 - это диаметр диска в дюймах (D); 5/112 - PCD (Pitch Circle
Diameter). Цифра 5 - количество крепежных отверстий для болтов или
гаек. Отверстия крепления колеса располагаются на различных диаметрах с
жестким позиционным допуском по отношению к центральному отверстию. В
нашем случае количество посадочных болтов равно 5 и PCD равен 112 мм;
ET35 - вылет диска. Это расстояние между привалочной плоскостью
колесного диска (плоскость, которой прижимается диск к ступице) и осью
симметрии диска (CL). Вылет (ЕТ) измеряется в миллиметрах. В нашем
случае он равен 35 мм; d66.6 - диаметр центрального отверстия, которое
измеряется со стороны привалочной плоскости. Диаметр (DIA) измеряется в
миллиметрах. В нашем случае равен 66,6 мм. Многие производители
легкосплавных дисков делают DIA большего диаметра, а для центровки на
ступице используют переходные (центровочные) кольца, надежно
фиксирующие диск, исключая возможность возникновения вибраций.
 На диске также может быть указано: - Дата изготовления. Обычно год и неделя. Например: 0403 означает, что диск выпущен в 4 неделю 2003 года. - SAE, ISO, TUV - клеймо свидетельствует о соответствии колес этим международным стандартам. -
MAX LOAD 2000LB - очень часто встречается обозначение максимальной
нагрузки на колесо (обозначают в килограммах или фунтах). Например,
максимальная нагрузка 2000 фунтов (908кг) - MAX PSI 50 COLD
-означает, что давление в шине не должно превышать 50 фунтов на
квадратный дюйм (3,5кгс/кв.см) , словo COLD (холодный) напоминает, что
измерять давление следует в холодной шине.
На практике
Из
всех этих параметров наиболее важными для потребителя являются два:
характеристики вылета (ЕТ) и крепежные размеры диска относительно
ступицы колеса (PCD). Вылет бывает положительный, нулевой и отрицательный.
Нулевой
вылет означает, что привалочная плоскость колесного диска при установке
на ступицу автомобиля совпадает с воображаемой плоскостью, проходящей
по середине обода.
Положительный вылет - говорят, когда привалочная плоскость не доходит до воображаемой плоскости.
Отрицательный вылет бывает, когда привалочная плоскость заходит за воображаемую плоскость.
Следует учитывать, что обозначение ЕТ могут заменять на DEPORT или OFFSET в зависимости от рынка потребления.
Не
рекомендуется устанавливать на автомобиль колеса с нештатным вылетом.
При уменьшении вылета колея автомобиля увеличивается, что немного
повышает устойчивость автомобиля и придает ему стильный гоночный вид,
но вместе с тем резко перегружает подшипники ступиц и подвеску.
Например, при уменьшении вылета на 50 мм нагрузка на подвеску
возрастает в 1,5 раза. А вот сузить колею (увеличить вылет), как
правило, невозможно - мешают элементы ходовой. При необходимости,
допускается изменение вылета не более чем на 5-7 мм.
Параметры
PCD требуют соблюдения указанных на штатном диске параметров. Даже если
размеры диска вроде бы визуально совпадают с посадочными размерами
ступицы, он может быть установлен с перекосом. К примеру, часто на
ступицу с PCD 100/4 надевают колесо PCD 98/4 (98 мм от 100 на глаз не
отличишь). Это чревато тем, что только одна гайка будет затянута
полностью, остальные же отверстия «уведет» и крепеж окажется
недотянутым или затянутым с перекосом - посадка колеса на ступицу будет
неполной. На ходу такое колесо начнет «бить» и побьет резьбу на
шпильках или болтах.
Материал дисков
Большинство
опрошенных автовладельцев отдают предпочтение литым дискам в первую
очередь из за их привлекательного вида. Далее вспоминают о том, что они
легче, а еще часть автолюбителей считает их более крепкими в сравнении
со стальными. На самом деле абсолютно верны первые два утверждения, а
вот физические характеристики литья несколько проигрывают стальным. Но
обо всем по порядку.
Стальные диски - самые
простые и дешевые. Обладают хорошей прочностью и поглощают энергию
удара за счет деформации, предохраняя детали подвески и рулевого
управления. Небольшие повреждения диска легко восстанавливаются. Из
недостатков можно назвать вес, простой дизайн и невысокую коррозионную
стойкость. Правда последний пункт зависит от качества заводского
покрытия диска.
Литые диски - изготавливаются
из сплавов на основе алюминия и магния путем литья. Основное назначение
легкосплавного колеса - повысить привлекательность автомобиля, а
технология литья позволяет изготавливать их практически в любом
дизайне. Литые диски хотя и более легкие, но не такие прочные, как
стальные. А самое главное - они гораздо менее пластичные, и при сильных
нагрузках не деформируются, а просто разрушаются. Литые диски из
сплавов на основе магния еще легче алюминиевых (плотность магния
меньше, чем алюминия), но магний гораздо менее стоек к коррозии,
поэтому на магниевые диски приходится наносить многослойные защитные
покрытия.
К их достоинствам можно отнести огромное количество
вариантов дизайна, а небольшой вес литых дисков означает снижение массы
неподрессоренных частей автомобиля. Благодаря этому улучшаются условия
работы подвески: упругие и демпфирующие элементы испытывают меньшие
нагрузки, облегченные колеса быстрее восстанавливают контакт с
поверхностью дороги при наезде на препятствие, уменьшение массы колеса
положительно сказывается на динамике автомобиля, а также снижает расход
топлива. Лучшая геометрия легкосплавных колес позволяет обойтись
меньшей массой балансировочных грузиков.
Из
недостатков следует отметить хрупкость (особенно на холоде) и
необходимость дополнительной защиты диска от агрессивной среды. Иногда
неудачный дизайн литого колеса становится причиной появления дисбаланса
из-за постоянно забивающейся грязи.
Кованные диски
- изготавливаются из сплавов на основе алюминия или магния путем ковки
с последующей терма и механической обработкой. Они имеют многослойную
волокнистую структуру и отличаются исключительной прочностью. Кованый
диск держит сильнейшие удары и, в крайнем случае, гнется без
образования трещин. Помять его теоретически можно, но скорее разлетится
подвеска, чем помнется закраина кованого колеса. Масса такого диска на
30-50% меньше массы стального и на 20-30 % аналогичного литого. Кроме
того, изготовленные методом ковки диски отличаются высокой коррозионной
стойкостью.
Основным недостатком кованых дисков можно назвать
только их высокую цену, обусловленную трудоемкостью и затратностью
производства.
Составные колеса
- собираются из двух или трех частей посредством крепежных болтов.
Лучше, когда для этих целей используются не стальные болты, а титановые
(иначе не избежать возникновения коррозионных процессов). Составные
части такого диска, как правило, изготовляются по разным технологиям
(как вариант: обод - кованый, непосредственно диск - литой). Такой
подход дополнительно позволяет уменьшить вес диска, а также увеличить
его ремонтопригодность. Вес диска R18 составляет порядка 4-6 кг, тогда
как обычный литой диск весит около 12 кг. Недостаток у этих дисков один - стоимость.
И
в заключение хотим обратить ваше внимание на то, что покупая новые
диски к своей машине, обратите внимание на крепежные болты. Штатному
крепежу от стальных дисков будет не хватать длины. Толщина литых колес
больше и такие болты будут закручиваться только на несколько витков,
что недопустимо! А крепеж от других дисков может не подойти по диаметру
головки болта. Балансировка литых дисков производится только
самоклеющимися грузиками, тем более магниевых!
|